Размер:
Цвет:

РУКОВОДСТВО по соблюдению обязательных требований

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований в сфере ветеринарии

 

Под государственным ветеринарным надзором понимаются:

- деятельность уполномоченных федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - ЮЛ и ИП) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законом Российской Федерации № 4979-1 от 14 мая 1993 года «О ветеринарии», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;

- деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, ЮЛ, ИП и гражданами своей деятельности.  

            Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, оказанию государственных услуг, региональному государственному контролю (надзору) в сфере ветеринарии на территории автономного округа.

       Основной целью Ветслужбы Югры является защита животных и населения автономного округа от инфекционных заболеваний, в том числе особо опасных и общих для животных и человека, обеспечение благополучной эпизоотической обстановки на территории автономного округа.

     Ветслужба Югры в рамках свои полномочий реализует комплекс мер, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ЮЛ, ИП и гражданами (далее – хозяйствующие субъекты) требований действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации.

 

Поднадзорные субъекты

      В поле регионального государственного ветеринарного надзора попадают хозяйствующие субъекты, которые осуществляют:

- содержание, разведение, реализацию и транспортировку всех видов животных (сельскохозяйственные, непродуктивные, экзотические животные, птицы, рыбы, гидробионты, насекомые и прочие);

- производство, переработку, хранение, реализацию и транспортировку продукции животноводства;

- сбор, хранение, транспортировку, утилизацию и уничтожение биологических отходов (трупы животных и птиц, в том числе лабораторных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты и прочие отходы, полученные при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения) и продуктов жизнедеятельности животных (навоз, подстилка);

- производство, хранение, реализацию и транспортировку кормов для животных.

      Многие ЮЛ и ИП данной возможностью активно пользуются, что позволяет снизить количество правонарушений при проведении плановых проверок.

      В сравнении с предыдущим периодом количество выявленных нарушений снизилось на 6 %. Но количество правонарушений при проведении внеплановых проверок все еще остается на более высоком уровне.

       Хозяйствующие субъекты должны осознавать всю ответственность за последствия своей деятельности, если она осуществляется с нарушениями законодательства в сфере ветеринарии.

 

Основные и часто встречающиеся виды нарушений:

1. отсутствие на продукцию животноводства ветеринарных сопроводительных документов.

Хозяйствующие субъекты, в основном ЮЛ и ИП, нарушая Приказ Минсельхоза РФ № 589 от 27.12.2016 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе», транспортируют животноводческие грузы без соответствующих ветеринарных документов, которые ориентированы на подтверждение благополучия таких грузов.

       Причиной такого нарушения может быть желание хозяйствующего субъекта скрыть истинное происхождение животноводческих грузов, возможно приобретенных по более низкой цене в эпизоотически неблагополучной местности в других регионах. Причиной может послужить нежелание оплачивать услугу по освидетельствованию таких грузов в государственной ветеринарной службе, экономя тем самым свое время и деньги.

       Ответственность за такие нарушения предусмотрены ч. 1, ч. 2 ст. 10.8 КоАП РФ.

2. нарушения ветеринарных правил содержания животных или отсутствие обязательных ветеринарных профилактических исследований и вакцинации против инфекционных заболеваний животных.

       Несмотря на то, что обязательные ветеринарные профилактические мероприятия осуществляются государственными ветеринарными учреждениями в соответствии с утвержденными планами мероприятий, хозяйствующие субъекты часто нарушают установленные ветеринарные правила и нормы, объясняя это недосмотром, отсутствием времени или финансовых средств, если необходимо, к примеру, по действующим правилам соорудить дезинфекционный пропускник или привести в соответствие ограждение территории животноводческого хозяйства, навозохранилище и так далее.

     Ответственность за такие нарушения предусмотрены ч. 1, ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ.

     Не менее часто встречаются нарушения ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Хозяйствующие субъекты упускают в данном случае четкие указания ветправил, регламентирующих порядок обращения с такими отходами. Зачастую хозяйствующие субъекты не оборудуют объекты сбора, утилизации и уничтожения отходов, а при их отсутствии не заключают договора с компаниями, которые осуществляют сбор, утилизацию и уничтожение биоотходов, либо содержат имеющиеся объекты с нарушениями ветправил (отсутствие ограждения, подъездных путей, ветеринарных сопроводительных документов на биоотходы, уничтожение биоотходов осуществляют в отсутствие ветспециалистов, и прочее).

       Ответственность за такие нарушения предусмотрены ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ

Меры профилактики

 

    В целях профилактики нарушений обязательных требований действующего законодательства в области ветеринарии Ветслужба Югры:

- доводит до хозяйствующих субъектов информацию о соблюдении обязательных требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии путем размещения на официальном сайте Ветслужбой Югры Перечня нормативных правовых актов (далее – Перечень НПА) в разделе «Контрольно-надзорная деятельность». В 2017 году Перечень НПА пополнился 8-ю новыми НПА, в 2018 – 2-я НПА.

- согласно требованиям Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» размещает планы проверок на своем официальном сайте, что позволяет руководителям хозяйствующих субъектов ознакомиться с планами проверок на следующий год заранее.

- уведомляет ЮЛ и ИП о предстоящей плановой проверке за месяц, а то и за два и за три месяца, что дает возможность руководителям поднадзорных объектов возможность привести в порядок свои объекты в соответствие ветеринарно-санитарным правилам, получить консультацию по тем или иным вопросам, которые связаны с контрольно-надзорной деятельностью Ветслужбы Югры.

      Большинство вопросов, связанных с профилактикой правонарушений, решается постоянным консультированием и разъяснением хозяйствующих субъектов госветинспекторами Ветслужбы Югры, проведением Ветслужбой Югры публичных обсуждений правоприменительной практики с приведением наглядных примеров с фотоматериалами (презентация «как можно делать» и «как нельзя делать»), размещением справочной информации на официальном сайте, участия специалистов Ветслужбы Югры в телевизионных передачах, посвященных разъяснению тех или иных ветправил, распространением информационных листовок, размещением в средствах массовой информации (газеты, журналы, буклеты) о недопущении нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.

    Также в целях профилактики обязательных требований Ветслужбой Югры и подведомственными бюджетными учреждениями во взаимодействии с администрациями муниципальных образований ведется активная работа по доведению до информации о мерах профилактики инфекционных заболеваний животных, в том числе особо опасных и общих для человека и животных. В первую очередь, это касается такого особо опасного заболевания как африканская чума свиней (далее – АЧС).

       С этой целью Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждено постановление № 348-п от 15.09.2017 «О внесении изменений в Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 апреля 2014 года № 155-п «О Плане мероприятий по предупреждению заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Ветслужбой Югры   проведена работа по согласованию с администрациями муниципальных образований совместных планов профилактики и ликвидации АЧС, опубликовано 83 статьи по теме АЧС в печатных изданиях, выпущено 248 листовок, направлено 1114 информационных писем, проведено 14 выступлений по телевидению.

     На официальном сайте Ветслужбы Югры в подразделе «Африканская чума свиней» раздела «Противоэпизоотические мероприятия», на официальных сайтах подведомственных учреждений размещена подробная информация об опасности африканской чумы свиней, о проводимых мероприятиях, эпизоотической обстановке по Российской Федерации, а также нормативные документы для руководства в деятельности по содержанию, разведению и убою свиней, переработке, хранению и реализации продукции свиноводства.

      Помимо этого на сайте Ветслужбы Югры в разделе «Противоэпизоотические мероприятия» можно ознакомиться с памятками, презентациями, информациями, планами, инструкциями по профилактике не только АЧС, но и многих других инфекционных заболеваний животных.

     Хозяйствующим субъектам необходимо обратить внимание на новые Ветеринарные правила, вступившие в силу в 2017 году:

1.     Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сапа, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 28.06.2017 № 311;

2.     Ветеринарные правила перемещения (перевозки) автомобильным транспортом свиней и кормов для них, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 06.07.2017 № 329;

3.     Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов инфекционной анемии лошадей (ИНАН), утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 15.08.2017 № 217;

4.     Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов сибирской язвы, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 14 августа 2017 г. № 403;

5.     Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 13 декабря 2016 г. N 551;

6.     Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 5 апреля 2017 г. N 166;

7.     Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016), утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98.

8.     Приказ Минсельхоза РФ № 589 от 27.12.2016 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе».

В первом полугодии 2018 года:

1. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов репродуктивно-респираторного синдрома свиней, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 24.01.2018 № 24;

2. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов оспы овец и коз», утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 23.02.2018 № 25.

Опубликовано: 24.07.2018 09:33        Обновлено: 24.07.2018 09:33