Размер:
Цвет:

Доклад о правоприменительной практике за 1 полугодие 2021 года

ДОКЛАД

о правоприменительной практике Ветеринарной службы Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре за 1 полугодие 2021 года

       Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Ветеринарной службы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Ветслужба Югры, автономный округ) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 года № 7.

       Ветслужба Югры на основании статьи 19 Федерального закона от 28.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном отношении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498) в рамках полномочий с 01.01.2020 осуществляет государственный надзор за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства в области обращения с домашними животными и животными без владельцев.

       Всего на территории автономного округа в Реестре поднадзорных субъектов учтено 48 подконтрольных государственному надзору субъектов, к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица (в том числе социально ориентированные некоммерческие организации), осуществляющие деятельность по отлову, транспортировке, содержанию животных без владельцев.

    Ветслужбой Югры в ходе осуществления государственного надзора в области обращения с животными на территории автономного округа в 1 полугодии 2021 года проведено 4 плановые проверки, 11 внеплановых проверок (3 - по обращениям граждан, 8 – по исполнению ранее выданных предписаний).

  1. Плановые проверки Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проведено согласно Плана проверок на 2021 год 4 проверки. (1 проверка не состоялась в связи с прекращением деятельности ЮЛ по решению суда).

Результаты: Выдано 4 предписания со сроком устранения нарушений.

2. Внеплановые проверки Юридических лиц

         Проведено 11 внеплановых проверок деятельности приютов для животных: РОО ЗЖ ХМАО-Югры «Берегиня», ИП Салимгереев А.Ш., ИП Абабий О.Н., АНО «Шанс», НКО БФ «Ушастик, живи», ИП Матвеев А.Н., местной общественной организации города Белоярский «Приют для животных «Добродея»; ИП Журенко Д.А.

Результаты: По итогам проверок оформлено 4 предписания.

Типичные нарушения

  1. При проведении внеплановых проверок ЮЛ выявлены нарушения требований:

1. постановления Правительства автономного округа от 10.04.2020 № 118-п «О порядке организации деятельности приютов для животных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и норм содержания животных в них»:

А) не оборудованы помещения карантина, ветеринарного пункта, изолятора и прочее;

Б) привязное содержание животных;

В) не актуализируются карточки учета животных без владельцев и журнал учета поступивших в приют животных;

Г) нарушение сроков размещения сведений о содержащихся в приюте животных, нарушение актуализации этих сведений в сети «Интернет»;

Д) не обеспечено внесение информации о мероприятиях в области обращения с животными без владельцев в государственную информационную систему автономного округа "Единая информационная база домашних животных и животных без владельцев";

Е) бланки актов эвтаназии или гибели (падежа) животного без владельца, журнал учета животных, поступивших в приют для животных не соответствуют требованиям приложений 1, 5 Приказа Ветслужбы Югры от 13.05.2020 №23-Пр-77-ОД;

Ж) отсутствие освидетельствования животных без владельцев на предмет наличия (отсутствия) у них немотивированной агрессивности, (приказ Ветслужбы Югры от 16.04.2021 № 23-Пр-66-ОД), которые возвращены в прежние места обитания;

З) нарушение сроков карантинирования животных в течении 10 дней;

И) отсутствие дезинфекционных ковриков на входе в помещениях Приюта;

К) передача животных без владельцев новым владельцам без проведения следующих мероприятий: маркирования (биркования и чипирования), стерилизации (кастрации);

Л) отсутствуют подтверждающих документов (актов) проведения обработки животных против экто- и эндопаразитов;

М) отсутствие стационара для содержания больных животных, нуждающихся в ветеринарной помощи;

Н) отсутствие актов приёма-передачи, иных документов о передаче животных без владельцев новым владельцам;

О) отсутствие деления территории приюта на зоны;

П) отсутствие мест хранения по утилизации биологических отходов;

Р) поилки не подвергаются ежедневной мойке и дезинфекции;

С) не определен и не промаркирован инвентарь для карантинных помещений.

2.постановления Правительства автономного округа от 27.12.2019 № 550-п «О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре»:

А) отсутствие ведения, а также некорректное ведение видеофиксации процессов отлова и возврата животных без владельцев;

Б) планы-график отлова животных не согласованы с органами местного самоуправления;

В) не проводится информирование граждан о дате, времени и месте проведения плановых мероприятий по отлову животных без владельцев на территории;

         В 1 полугодии 2021 года меры административного воздействия к нарушителям законодательства в области обращения с животными Ветслужбой Югры не применялись в связи с отсутствием в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующих статей и перечня должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных возбуждать административное делопроизводство.

Прочие мероприятия:

п/п

Наименование мероприятия

Количество

1.

Профилактические рейды

300

2.

Контрольные мероприятия в отношении органов местного самоуправления

0

3.

Обследование территорий приютов для животных

6

4.

Рассмотрено и направлено ответов на обращения граждан

117

5.

Участие в совместных проверках с прокуратурой

3

6.

Распространено листовок

3306

7.

Рассмотрено обращений в информационной системе «Инцидент»

36

8.

Опубликовано статей в газетах

19

9.

Направлено информаций в администрации муниципальных образований для размещения на официальных сайтах

139

10.

Участие в заседании СПЭК администраций муниципальных образований

16

11.

Проверка муниципальных контрактов по осуществлению деятельности с животными без владельцев на предмет соответствия действующему законодательству в области обращения с животными

51

РУКОВОДСТВО

по соблюдению обязательных требований

в области обращения с животными

на 1 полугодие 2021 года

Понятие государственного надзора в области обращения с животными

     Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора).

     Под государственным надзором в области обращения с животными в автономном округе понимается:

- деятельность уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа (далее – уполномоченный орган), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями или иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – ЮЛ и ИП) требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 498-ФЗ), другими принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами автономного округа (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверочных мероприятий, рейдовых осмотров в отношении указанных лиц и принятия в соответствии с действующим законодательством мер административного воздействия по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

     Ветслужба Югры согласно постановления Правительства автономного округа от 21.02.2020 № 46-п «О Порядке организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственного надзора в области обращения с животными» является уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа по государственному надзору в области обращения с животными на территории автономного округа за соблюдением требований, установленных:

- постановлением Правительства автономного округа от 27.12.2019 N 550-п «О порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- постановлением Правительства автономного округа от 10.04.2020 № 118-п «О порядке организации деятельности приютов для животных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и норм содержания животных в них».

     Основной целью Ветслужбы Югры в области обращения с животными является:

- защита животных от жестокого обращения, запрещение пропаганды жестокого обращения с животными и контроль за гуманным отношением к животным без владельцев;

- защита животных и населения от инфекционных болезней животных особо опасных и общих, в том числе для человека.

Поднадзорные субъекты и объекты

     Мероприятия по государственному надзору в области обращения с животными на территории автономного округа проводятся в отношении ЮЛ, ИП, осуществляющих:

- отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных;

- содержание животных без владельцев в приютах для животных;

- возврат потерявшихся животных без владельцев, а также поиск новых владельцев поступившим в приют животных без владельцев;

- возврат на прежние места обитания вакцинированных, маркированных (меченных), стерилизованных животных, не проявляющих немотивированной агрессивности;

- ведение учёта животных без владельцев, отловленных и транспортированных в приюты, а также возвращенных на прежние места обитания, хранение учетных сведений и видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и возврата их к месту прежнего обитания;

- размещение в приютах и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

     Объектами осуществления мероприятий по государственному надзору в области обращения с животными являются:

- приюты для животных (помещения, здания, земельные участки, используемые для содержания животных без владельцев);

- транспортные средства, используемые для транспортировки отловленных животных без владельцев.

     Поднадзорные субъекты должны осознавать всю ответственность за последствия своей деятельности, если она осуществляется с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными.

Основные встречающиеся нарушения.

      Встречаются нарушения требований действующего законодательства в части обращения с животными без владельцев юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отлов, транспортировку, учет, содержание (вакцинация, стерилизация, мечение неснимаемыми и несмываемыми метками), возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, в прежние места обитания

Меры профилактики нарушения

     В целях профилактики нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с животными Ветслужба Югры:

- доводит до сведения ЮЛ, ИП информацию о соблюдении требований действующего законодательства в области обращения с животными на территории автономного округа путём размещения на официальном сайте нормативно-правовых актов области обращения с животными в разделах «Профилактика нарушений», «Контрольно-надзорная деятельность» и «Ответственное обращение с животными»;

- консультирует и разъясняет требования законодательства области обращения с животными в ходе проведения проверок, обследований поднадзорных объектов и рейдов;

- распространяет информационные листовки, размещает в средствах массовой информации (газеты, журналы, буклеты) о недопущении нарушений в области обращения с животными, о мерах профилактики инфекционных заболеваний животных, в том числе особо опасных и общих для человека и животных;

- размещает информационные листовки, памятки, статьи с информацией о требованиях к содержанию животных, гуманном отношении к животным и запрете пропаганды жестокого обращения с животными.

- проводит публичные обсуждения правоприменительной практики с приведением наглядных примеров с фотоматериалами и размещением на официальном сайте;

      В 1 полугодии 2021 года в области обращения с животными приняты нормативные правовые акты, которыми руководствуется Ветслужба Югры:

1.Постановление Правительства автономного округа от 26.03.2021 № 100-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства автономного округа от 10.04.2020 № 118-п «О порядке организации деятельности приютов для животных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и норм содержания животных в них».

2.Постановление Правительства автономного округа от 02.04.2021 № 102-п «О государственной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Единая информационная база домашних животных и животных без владельцев»;

3. Постановление Правительства автономного округа от 02.04.2021 № 103-п «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

4. Постановление Правительства автономного округа от 30.04.2021 № 163-п «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства автономного округа от 10.04.2020 № 118-п «О порядке организации деятельности приютов для животных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и норм содержания животных в них».

Опубликовано: 12.07.2021 15:55        Обновлено: 12.07.2021 15:55